Березовский настаивает: он ничего не говорил журналистам о «Другой России».
Фото Reuters
Вчера Борис Березовский, выдачи которого так долго и безуспешно добивается каждое новое руководство Генеральной прокуратуры РФ, произвел очередное разоблачение. Российские информагентства со ссылкой на влиятельную английскую The Financial Times сообщили, что объектом попечительства политэмигранта является «Другая Россия» Гарри Каспарова. Известие прозвучало сенсацией не только потому, что пришлось на пик уличной активности ОГФ: у всех на памяти недавнее заявление Березовского о финансировании радикальной российской оппозиции и необходимости переворота в стране. Шахматист от личной беседы с корреспондентом «НГ» успешно уклонился. Вместо него решительно восстал (от имени руководства) против навязанного мезальянса помощник лидера Денис Билунов. Точку зрения на событие изложил «НГ» и сам лондонец.
Суть сообщения: Березовский сказал в интервью, что передавал деньги другороссам через американский Фонд гражданских свобод, основанный в Нью-Йорке в 2002 году. Напомним – Каспаров неоднократно и в разных выражениях отрицал какую-либо связь с Березовским, в том числе – и своих фондов. В частности, в интервью автору этих строк он признавался, что финансирует деятельность своей организации за счет гонораров от лекций в США и скромных пожертвований отечественных бизнесменов, чьи имена отказался перечислить из опасения репрессий со стороны государства. И было понятно, что среди спонсоров ОГФ нет людей, имена которых могли бы вызвать идиосинкразию у электората. А месяц назад Каспаров в беседе с корреспондентом FT заявил, что коалиция «не поддерживает контактов ни с кем из тех, кто мог бы подорвать нашу репутацию». В то же время, выступая по BBC Radio, утверждал, что любые заявления о его связях с бывшим олигархом – это «ложь».
Помощник Каспарова высказал неуверенность, что его шеф «сегодня будет готов давать какие-то большие комментарии», но пообещал поинтересоваться. Просил перезванивать, сообщив о чрезвычайно высокой степени занятости патрона подготовкой к очередным маршам. «У нас есть некоторое распределение обязанностей, и мне поручено этим заниматься», – пояснил он корреспонденту. Корреспондент вошла в положение, однако усомнилась в том, что Каспаров в свой звездный час не может оторваться от дел, чтобы лично опровергнуть измышления лондонского сидельца.
А в том, что речь идет именно об измышлениях, Билунов (от имени патрона) нисколько не сомневается: «Мы уже прокомментировали раз 10 это сегодня... Разумеется, что финансирования никакого быть не может и в данном случае речь идет о том, что господин Березовский в очередной раз пытается привлечь к себе внимание. С чем конкретно это связано, можно строить только догадки». Его собственные догадки оказались такими: «Там (в Лондоне. – «НГ») тяжелая ситуация, в которой он (Березовский. – «НГ») оказался с его личным тщеславием или с какими-то договоренностями, которые есть у него еще с кем-то. Но просто элементарная логика подсказывает, что если он хочет каким-то образом заниматься оппозиционной деятельностью, то такого рода высказывания могут ей только помешать».
Господин Березовский – неглупый человек, не без оснований предположил уже лично от себя помощник Каспарова: «Он понимает, что он чемпион России по негативном рейтингу, ну, может быть, с Чубайсом делит первое место, и такого рода высказывания могут только помешать оппозиционной деятельности. Значит, он рассчитывает на этот эффект, и делайте сами выводы, кому это может быть выгодно».
Корреспондент с выводами затруднилась. Билунов не отказался внести ясность: «Я, честно говоря, думаю, что это какая-то игра, которую ведет он сам лично». И дальше сказал, отвечая на вопрос о связях ОГФ с Фондом гражданских свобод, что он вообще первый раз слышит о такой организации. «Нет, не получает» – был прямой ответ на прямой вопрос о финансировании ДР фондом.
Связавшись с Борисом Березовским, корреспондент «НГ» получила третью, не менее интересную и, похоже, единственно честную версию случившегося. Собеседник «НГ» напрочь отрицал, что называл «Другую Россию» в разговоре с сотрудником FT: «Я должен прочитать то, что говорит Times, вопрос там не касался «Другой России», вопрос в Times касался оппозиционных сил России. И я ответил на него утвердительно. Конкретно вопроса о «Другой России» там не было. Поэтому я не смогу комментировать высказывания Каспарова. Там был конкретный вопрос: финансирую ли я оппозиционные силы в России, я сказал – да, финансирую. Не было вопроса про «Другую Россию». В этой ситуации корреспонденту «НГ» ничего не оставалось, как задать именно его. То есть автор этих строк поинтересовалась: финансирует ли Березовский организацию Каспарова? И услышала в ответ: «Я это не комментирую...»